zvennka (zvennka) wrote,
zvennka
zvennka

Categories:

Алексей Иванов: о творческих планах, новых направлениях в искусстве, поп-культуре и самоцветах

Сегодня в библиотеке имени В.П.Крапивина состоялась творческая встреча с Алексеем Ивановым. Первые его книги я прочитала еще учась в 10-11 классе, это были "Общага-на-крови", "Географ глобус пропил", "Блуда и МУДО"...Потом для меня настало время его документалистики: "Ёбург", "Горнозаводская цивилизация", которые направлены на осмысление уральской идентичности.
На встрече охват вопросов был максимально широк: от творческих планов автора до влияния попкультуры на развитие современной литературы, от двух видов магии драгоценных камней до метамодернизма как новейшего течения в искусстве. Вопросы задавали максимально разноплановые и большей частью действительно глубокие и умные. Хотя были и исключения. Когда человек встает и говорит: "Я такой-то, я хочу задать вам вопрос как писатель писателю" - это какой-то испанский стыд. Почему человек не чувствует уместности? Что изменится в сути вопроса от такого глупого и самонадеянного вступления? Как писатель писателю вопрос можно задать на круглом столе примерно равных по значимости личностей. А когда ты гость на творческой встрече с приглашенной знаменитостью - стоит хоть немного принимать во внимание контекст. С тобой встречу пока никто не устраивает. А ведь так формулировали ну минимум один из каждых 5 заданных вопросов.  Впрочем, я слишком долго говорю о глупых людях, лучше о сути беседы.
К сожалению, у меня с  собой не было блокнота, но я вышла из положения и писала на двух длинных чеках из "Читай-города". Вот краткие заметки по ходу беседы:

1) Метамодернизм - направление в искусстве, когда старый формат воспроизводится в игровой форме на новом уровне. В качестве примера А.Иванов привел в пример сериал "Террор" (я не смотрела), который в 2018 году сняли так, как мог бы в 80-е снять Спилберг. "Образно выражаясь, если в постмодернизме мы взяли куклу, разобрали её на части и приделали ноги одной к туловищу другой, то в метамодернизме мы говорим: "Да не хотим мы ломать кукол и сшивать их как-то по-другому. Мы этими ещё не наигрались, надо чуть-чуть обновить, добавить современные смыслы и играть дальше". Мой новый роман "Пищеблок" написан именно в метамодернизме. Мне просто хотелось вспомнить своё пионерское детство, но поиграть в него, добавив других смыслов.

2) Через современную поп-культуру чрезывчайно интересно осмысливать проблемы, которые волнуют общество. И самый актуальный инструмент худождественного осмысления действительности - это сериалы. Например, почему бешеную популярность приобрели "Ходячие мертвецы"? Фильмов и сериалов про зомби всегда было достаточно, но ни были узко нишевыми. Может быть, потому что это вовсе не антиутопия, как иногда говорят. Напротив, "Ходячие мертвецы" - это утопия. Идеальный мир современного инфантильного взрослого человека. Идеальный мир, в котором нет ответственности, нет обязанностей, а есть практически полная вседозволенность и враги, которые однозначно плохие и их надо убивать.

3) Герой нашего времени - это человек, чья личная драма совпадает с драмой современного ему общества. В этом смысле "Географ глобус пропил" - это роман не о педагоге, а о герое нашего времени. И если бы я сейчас задумал подобный роман, я не смог бы его написать, потому что сейчас я не смог бы найти героя нашего времени. Для того, чтобы появился герой - общество само должно сформулировать главную для него проблему, а современному обществу неинтересно оно само.

4) Нынешний писатель потерял сакральность, он больше не "инженер человеческих душ". Любое произведение уже не способно стать общезначимым, теперь оно - не более, чем частнаяистория частного человека. И мы вряд ли когда-нибудь вернем литераутрным произведениям тот статус, который они имели до эпохи интернета.
Еще лет 5-10 назад общество было логоцентричным, а сейчас - иконоцентричное. Слово перстало быть единственным аккумулятором смысла. И центр всё больше сменяется к производуствву картинок, а значит - к кинематографу.

5) Отвечая на вопрос, вдохновлет ли еще тема Урала и планирую ли я к ней возвращаться - вдохновляет. Может быть, что-нибудь и напишу, если не помнру прямо завтра. Например, про радиевую экспедицию 1911-1912 г.г на Ильменские горы, которую возглавлял академик Вернадский. В составе экспедиции были и самоцветчики - а это отдельная очень живая тема. Вы знаете, например, что было две магии самоцветных камней? Одна уходит корнями в финно-угорские легенды, где самоцветы - священные камни. Это магия окрестностей Полевского. А есть магия аграрная, которая уходиьт корнями в русские народные традиции. По ней самоцветные камни - это "плоды" земли, отсюда очень много ритуалов, сходных с действиями в кулинарии: "запекание" топазов, "прожаривание", кажется, агатов. Оставление угощения хозяину истощившейся жилы - обмен еды на еду. И даже распознавание камней на вкус.

А еще моя новая любовь - история российского речного флота, это, прежде всего, история судоходства Камы и Волги. Так что, да, реки - новая любовь, по ним тоже обязательно хочется что-нибудь написать.

6) Да, действительно, в молодости я писал фантастику, любил фантастику, входил в уральское общество любителей фантастики. И знаете, основатели его считали, что фантастика - это инструмент познания действительности. Но увы, постепенно стало понятно, что читатель ждет от фантастики одного - развлечения. И она утратила свое социальное значение и звучание, стала узко нишевой развлекательной литературой. Поэтому я давно ушел от фантастики как от жанра, но активно использую фантастику как прием - фантастических элементов очень много во большинстве моих произведений.

Творческая встреча продолжалась полтора часа, и, конечно, я записала не всё. Но разговор получился невероятно интеерсным, наполненным и наполняющим. Я вдруг вспомнила, что раньше я любила разговаривать о литературе, по-настоящему, взахлеб обсуждать книги, писать о прочитанном, закапываясь в многоуровневые подземные ходы смыслов. Я, кажется, не разучилась, но крепко подзабыла об этом. И хотела бы это вернуть. И вообще, не пойти ли мне на второе высшее?
А в самом конце была автограф-сессия и Алексей Викторович подписал мне "Горнозаводскую цивилизацию" - на сегоднящний день мою любимую его книгу.

Tags: литературное, события
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments